Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Гимназия №4" 

 

Кафедра учителей начальной школы

                                        

 

Содержание работы кафедры начальной школы

 

Тема Создания условий для совершенствования профессионализма педагогов

 

Направления деятельности:

Работа кафедры осуществлялась по следующему направлению:

Формирование базовых компетентностей учителей:

- информационных;

- коммуникативных;

- самоорганизация;

- самообразование.

 

Ведущие идеи:

  • повышение уровня профессиональной компетентности учителя;
  • обобщение передового педагогического опыта;
  • использование психосберегающих технологий, ориентированных на сохранение здоровья младших школьников;
  • полная реализация основного принципа развивающего обучения - ведущей роли теоретических знаний;
  • создание для каждого ученика ситуации успеха.

 

Учителя нашей кафедры:

Патеева Алла Хамитовна,  заместитель директора по учебно-воспитательной работе,образование высшее, учитель высшей категории.

Дрозд Любовь Николаевна, руководитель кафедрой,образование высшее, учитель высшей категории, обладатель гранта Мэра.

Ярулина Сания Каримовна,  учитель высшей категории,образование высшее, обладатель гранта Мэра,Отличник народного просвещения,

Федорова Татьяна Васильевна,  учитель высшей категории,образование высшее, Отличник народного просвещения,

Зорина Лариса Ивановна,  учитель высшей категории, образование высшее, Отличник народного просвещения,

Мясумова Румия Рафаэльевна,  учитель высшей категории,обладатель Гранта Мэра,образование высшее,  Отличник народного просвещения,

Бойко Алевтина Даниловна,  учитель высшей категории,образование высшее,

Ажимулаева Эльмира Мустафаевна,  учитель высшей категории,образование высшее,

Бизяева Елена Валентиновна,  учитель высшей категории,образование высшее,

Таишева Диляра Годтузовна,  учитель первой категории,образование высшее,

Милешина Елена владиславовна,  учитель высшей категории,образование высшее, обладатель Гранта Мэра,

Лысенко Анна Александровна,  учитель высшей категории,образование высшее, обладатель Гранта Мэра,

Тришкина Наталья Александровна, 

Полстянова Татьяна Михайловна,  учитель первой категории,образование высшее,

Асмандиярова Аделя Александровна,  учитель первой категории,образование высшее,

Краснова Елена Викторовна,  учитель второй категории,образование высшее.

Агафонова Вера Александровна, учитель второй категории , среднее специальное.

Бурукина Ирина  Владимировна,  учитель второй категории,образование высшее,

Мухаметшина Светлана Алексеевна,  учитель первой категории,образование высшее,

Литвиненко Вера Викторовна,  воспитатель группы продленного дня,

Зеленина Лариса Евгеньевна,  учитель высшей категории,образование высшее.

  

 

ОТЧЕТ

о результатах самообследования реализации ФГОС

в МБОУ г.Астрахани «Гимназия №4»

 

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от « 6 » октября 2009 г. 373  1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации        начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Все это станет возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования были проведены ряд мероприятий по следующим направлениям:

-создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

-создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

-создание организационного обеспечения введения ФГОС;

-создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

-создание информационного обеспечения введения ФГОС;

-создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Администрация и педагогический коллектив гимназии провели большую работу по подготовке введения ФГОС НОО:

u  разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

u  приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);

u  приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

u  определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

u  разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

u  определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

u  разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС;

u  осуществлено поэтапно повышение квалификации  учителей начальных классов;

u  обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

u  разработаны и заключены договора с родителями обучающихся, с организациями дополнительного образования.

 

В 2011/2012 учебном году в гимназии были открыты шесть 1-х классов. Уровень квалификации педагогов, работающих в 1 классах: 4 учителя имеют высшую категорию, 2 учителя – первую. По развитию профессиональной компетентности учителей,  внедряющих ФГОС, проводилась содержательная работа: освоение и внедрение в практику системно – деятельностного подхода, проектно – исследовательской деятельности учащихся,  прохождение курсов, освоение методов оценки достижений школьников, освоение и внедрение мониторинга по развитию УУД, освоение способов реализации внеурочной деятельности. Учителя 1-х классов использовали в своей деятельности  УМК «Начальная школа XXI века».  Разработана основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС, состоящая из следующих разделов:

  • Пояснительная записка к основной образовательной программе.
  • Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
  • Учебный план МБОУ г.Астрахани «Гимназия №4».
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
  • Программы отдельных учебных предметов.
  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Система оценки достижений планируемых результатов.
  • Программа внеурочной деятельности.

   Администрация гимназии обеспечила все условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения.

- Федорова Т.В., Зорина Л.И., Зеленина Л.Е., Староверова Л.В., Бойко А.Д., Мясумова Р.Р., Ярулина С.К. прошли обучение  на проблемном семинаре  «Автоматизированное  рабочее место (АРМ) учителя начальных  классов: назначение, методика и технологии использования в урочной  и неурочной деятельности».

- Федорова Т.В., Зорина Л.И. прошла обучение по курсу «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: теоретические и методические проблемы реализации программы курса»;

- Патеева А.Х., Федорова Т.В., Зорина Л.И. -  курсы по теме: «Особенности реализации ФГОС начального общего образования»;

- Бурукина И.В., Патеева А.Х., Таишева Д.Г., Мясумова Р.Р., Дрозд Л.Н. -   обучение на областном семинаре «Развитие и обучение детей дошкольного возраста по программе «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградова»;

- Агафонова В.А. прошла обучение  по  программе  стажировки  школы  молодого  педагога  по  теме: «Реализация  методологических  подходов  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  общего образования   в  практике  работы учителя»;

- Зеленина Л.Е. участвовала в городском семинаре-практикуме для учителей начальных классов «Развитие проектно-познавательной компетенции обучающихся при переходе на новые образовательные стандарты».                                                

      На базе гимназии был проведен областной семинар для педагогов по теме «Технологии и методики развития речи детей младшего школьного возраста» с участием учителей начальной школы: Патеевой А.Х., Зелениной Л.Е., Староверовой Л.В., Мясумовой Р.Р., Бойко А.Д. Проведенные уроки прошли на высоком профессиональном уровне, показали умение учителей начальных классов проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  уровень их погружения в проблему формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Все учителя использовали системно-деятельностный подход в обучении, при котором обучающийся не получал знания в готовом виде, а добывал их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. На уроках  создавалась учебная ситуация,  в которой дети с помощью учителя обнаруживали учебную проблему, исследовали её, совершая разнообразные действия.

       Учителя Ажимулаева Э.М., Таишева Д.Г., Федорова Т.В. приняли участие в областном семинаре по теме: «Организация здоровьесберегающей формирующей среды в ОУ: системно-деятельностный  и компетентностный подходы».

     Дрозд Л.Н., Патеева А.Х., Ярулина С.К., Таишева Д.Г. приняли участие во Всероссийской педагогической видеоконференции по теме: «Современные интерактивные педагогические технологии», «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации».

      Разработана система отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по  формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Ведется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-х классов.

     Параллельно с обучением педагогических работников по внедрению ФГОС в начальную школу, шло  обучение родителей обучающихся.  Проводились родительские собрания в параллели 1-х классов, в целом в начальной школе: «Особенности обучения учащихся  при введении ФГОС», «Роль родителей в реализации ФГОС», «Внеурочная деятельность как одно из средств развития творческих способностей учащихся», «В здоровой семье -здоровый ребенок».

       Организация работы по формированию портфолио достижений  приблизила родителей учащихся к совместной деятельности: они стали наиболее активными участниками   не только спортивных и развлекательных  состязаний, но и участниками реализации проектов «Золотая осень»; «SOS! Животным нужна помощь!» в рамках городского конкурса экологических проектов обучающихся начальных классов «Мир вокруг нас» (2 место); проект «Окружающий нас мир, невидимый человеческим глазом», Диплом 1 степени в областном конкурсе исследовательских работ «Маленькие исследователи».

        В рамках модернизации образования, реализации программы «Наша новая школа» значительно улучшилась материально – техническая база, приведены в соответствие санитарно – гигиенические и противопожарные требования. Начальная школа выделена в отдельный блок с отдельными выходами. В кабинеты приобретена новая мебель: ученические и учительские столы, шкафы для книг и игр.

        В 2012г. Министерство образования и науки АО выделило 9 автоматизированных рабочих мест для начальной школы. В начальной школе имеется 5 интерактивных  и 2 магнитно-маркерных досок, 7 проекторов, МФУ, 7 ноутбуков.

        В информационно-библиотечный центр приобретены печатные издания в соответствии с программой (энциклопедии, словари, УМК нового поколения для учащихся, хрестоматии, справочные пособия, методические пособия для учителей); Систематически приобретаются CD– диски, аудиозаписи в соответствии с программой обучения, комплекты для обучения грамоте, установлены компьютеры с выходом в интернет. Т.о., современные технические средства и технологии стали необходимым средством для достижения образовательных и воспитательных целей. В основу учебной деятельности педагогами начальной школы положены деятельностный и компетентностный подходы. Для достижения современных целей начального образования педагоги  включают младших школьников в проектную и исследовательскую деятельность, организованную как во время  урочной, так и во время внеурочной деятельности.

        Наличие спортивного и тренажерного залов, спортивных площадок позволяют успешно реализовать проект здоровьесберегающих технологий.   Особое внимание уделяется организации питания: с появлением нового кухонного оборудования увеличился ассортимент блюд, систематически проводится витаминизация блюд, организовано  горячее питание первоклассников.

                     

Осуществление  внеурочной деятельности

        В связи с введением ФГОС нового поколения в МБОУ г.Астрахани «Гимназия №4» разработана и реализована модель дополнительного образования (Центр развития плавания, ЦДНТТ  ГАОУ АО ВПО «АИСИ», МБОУ ДОД «ДЮСШ №9») и оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения: психолог, учителя, ГПД) , обеспечивающих организацию внеурочной деятельности.  Заключены договоры о сотрудничестве с Центром развития плавания, МБОУ ДОД «ДЮСШ №9» и  ЦДНТТ  ГАОУ АО ВПО «АИСИ» 

       Время, отводимое на внеурочную деятельность, использовалось  в соответствии с запросами обучающихся и родителей,  в формах, отличных от урочной системы.

 

«Радость познания»-

(психолог)

166 чел. – 100%

Кружок «Школа вежливых ребят» -

44 чел. -26 %

Шахматы

11 чел. – 8 %

Кружок «Затейники»

44 чел.- 26%

 

«Мастер Слово»

44  чел. – 26 %

Бассейн:

30 чел. – 18%

Что? Где? Как? Зачем и почему?:

166 чел. – 100%

«Игры народов России»-

166 чел. – 100%

 

 

       Все мероприятия, кружки,  занятия внеурочной деятельности проходили во второй половине дня в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.  Обучающиеся 1-х классов посещали от 2 до 5 кружков. Внеурочной деятельностью были  охвачены 100% обучающихся 1 класса.

       С первого дня учебы педагогический коллектив начальной школы стремился усилить воспитательный потенциал  внеурочных мероприятий, формировать традиции гимназии.

Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошли дни «Посвящение в гимназисты», «Новогодний маскарад»,  «Прощание с азбукой», «День здоровья», «День защитника Отечества», «Масленица», концертные программы, посвященные Дню учителя, Дню Победы. Все классы начальной школы приняли участие во всероссийской акции «Сохрани дерево», в акции « Подари игрушку детскому дому».

 Специфическими особенностями праздников являются их обязательная театрализация и совместное участие детских, родительских и учительских коллективов. Учителями разработан и подготовлен годовой цикл праздников для учеников начальной школы.

      В течение всего года проводилась целенаправленная работа по внедрению ФГОС НОО. Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит обучающимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»