Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Гимназия №4" 

 

Метод проектов

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Из опыта применения метода проектов в начальной школе.

Староверова Л.В.

 

    Современное  общество нуждается не столько в людях , накопивших большой запас знаний , сколько в тех , кто умеет видеть проблему, самостоятельно мыслить, анализировать, не боится  допустить какую-либо ошибку, умеет делать выводы, ищет новые пути решения данной проблемы, может отстоять собственное мнение аргументируя, логически обосновывая свои выводы. Развивать  необходимые качества человека помогает проектно -исследовательская деятельность, которая постепенно завоевала центральное место в учебном процессе нашей гимназии. Разнообразные формы и виды делают ее доступной для различных возрастных и интеллектуальных уровней развития учащихся. На протяжении многих лет проектно-исследовательской деятельностью занимались только старшие школьники. Они защищали свои проекты на научно-методическом совете гимназии, на заседания которого приглашали и учителей начальных классов. Мы видели ,как  ярко раскрывались индивидуальные творческие способности детей.

Это заставило нас задуматься и о своих воспитанниках. Зная ,что вся их предыдущая дошкольная жизнь основана на активном исследовании    окружающего мира, на их постоянных «Почему? Как? Откуда? Зачем? Что это?», на беспредельной любознательности малышей, мы решили создать с ними свой проект. Проектно-исследовательская деятельность для учащихся начальных классов ,в силу их возрастных особенностей, должна быть тесно связана с игрой и получением достаточно скорых и ярких результатов своей работы. Попытка подключить младших школьников увенчалась успехом в проекте под названием «Понарошкин мир», где каждый класс выбирал и раскрывал свою тему, создавая свой первый в жизни проект.

Доктор педагогических наук И.Д.Чечель в своей книге «Управление исследовательской деятельностью педагогов и учащихся в современной школе» говорит, что « современный проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств». Дети впервые приобретают навыки активной работы в коллективе, учатся брать на себя ответственность за выполнение доли общей работы, анализировать свой вклад в общее дело, чувствовать свою значимость в процессе выполнения проекта.

Критерием успеха работы над проектом будет не только достижение конечного результата , но и создание активной команды участников проекта, возможность использовать проектный материал другими ,распространение информации о проекте и, как итог, получение удовлетворения от своей деятельности.

Вся работа была распределена на отдельные этапы.

1.      Выбор темы.  Подготовка к поисково-исследовательской работе.

2.      Анкетирование, вычленение подтем, деление на группы с учётом индивидуальных особенностей детей и взрослых.

3.      Исследовательская деятельность, выполнение заданий, экскурсии, собирание краеведческого материала.

4.      Работа мастерских по изготовлению кукол, костюмов, декораций.

5.      Оформление результатов в виде альбома и театрализованного представления.

Основа успеха лежит в выборе темы, которая должна быть интересна всем  участникам. Проектный метод обеспечивает ситуацию успеха каждого ребёнка, приучая его самостоятельно отыскивать материал,  необходимый для решения поставленной перед ним проблемы.

Без родительской помощи тут не обойтись. В конце первого класса на одном из родительских собраний я рассказала о предстоящем проекте, о его целях и задачах .  Родители охотно согласились помочь и предложили несколько тем, но решительное слово в выборе темы должно было остаться за детьми. На классном часе после бурного обсуждения выяснилось , что более всего детей интересует театр. Вопросы сыпались один за другим:

-А какие бывают театры?

-Когда они появились?

-Кто делает кукол, декорацию, костюмы?

-А мы сможем создать свой спектакль?

Вот так мы и решили посвятить свой проект теме «Какие бывают театры».

Систематизация представлений учащихся о различных видах театров города Астрахань явилась основной целью нашего проекта. А для её достижения необходимо было выполнить следующие задачи:

-формировать понимание социальной и исторической информации;

-вырабатывать элементарные навыки исследования;

-развивать навыки самостоятельной работы над частями проекта;

-воспитывать эстетический вкус, развивать творческие способности, повышать культурный уровень учащихся;

-воспитывать дружный и сплочённый коллектив детей и взрослых, объединённый одной целью;

-вырабатывать умение бережно хранить историческое наследие прошлого нашего города.

Анкетирование позволило индивидуально подойти к созданию подгрупп, объединённых  одним интересом, и разработке материала по микротемам.

-Что такое театр. Для чего существует.

-История возникновения театра.

-Знаменитые артисты-астраханцы.

-Виды театров.

-Театры Астрахани:

а) театр кукол (марионетки, тростевые, перчаточные, пальчиковые куклы);

б) теневой театр;

в) музыкальный театр (опера, балет, оперетта);

г)драматический театр;

д) ТЮЗ;

е) национальный театр;

ж) цирк.

Какой простор творчеству детей и взрослых! Мы сочиняли стихи, мастерили кукол, шили костюмы, конструировали, моделировали, рисовали, создавая декорации, изучали особенности кукол-марионеток, строили теневой театр, танцевали и пели. Все дети класса нашли применение своим способностям, постепенно вовлекая в творческую деятельность старшее поколение. Бабушки и мамы открывали у себя уникальные способности творить, создавая кукол и костюмы, папы и дедушки колдовали над освещением, строили ширмы и расписывали декорацию. А один дедушка взял в руки гармошку и в национальном костюме решил выйти со своим внуком на сцену, помогая исполнить татарский танец. Все вместе мы ходили на экскурсии в театры, побывали в мастерских и хранилищах кукол, в гримёрной артистов, примеряли костюмы и даже пробовали выступать на  настоящей сцене (после этого Корчунову Илье предложили участвовать в настоящих спектаклях ТЮЗа). Знакомясь с историей театра, дети научились пользоваться материалами библиотек и интернета. В краеведческом музее узнали об артистах-астраханцах, прославившихся на всю страну. Каждый день приносил нам удивительные открытия. Кроме того, «Понарошкин мир» настолько объединил нас, что многие стали дружить семьями и уже не представляют себя друг без друга.

  Защита проекта вылилась в театрализованное представление. Перед жюри и зрителями торжественным рядом прошли различные виды театров .кукольный (марионетки, перчаточный, тростевой, теневой) театр, цирк, балет, опера, драматический, национальный театр и оперетта. Кроме того, жюри были представлены  материалы в объёмном альбоме и диск с компьютерной презентацией. В результате наш класс стал победителем в номинации «Искусство добра», а зрители наградили нас громкими аплодисментами.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»